Заметки зеленого дикобраза

22:25 

Альфа и Омега или Звездные Войны как главная проблема саберфайтинга

Korobkin
А я умный, я ничего не скажу... блин, все-таки сказал.
Альфа и Омега или Звездные Войны как главная проблема саберфайтинга

«Ты хороший, а ты плохой – подеритесь»
Народное творчество


Хочу поразмышлять о более-менее, нейтральной для любого клуба саберфайтеров-артистов вещи – сюжетности постановок. Что себя представляет усредненное выступление саберфайтеров? Неважно на сцене, в фан-фильме или где-то еще. У нас есть конфликт между джедаем и ситхом. Реже между джедаем и джедаем, еще реже между ситхом и ситхом. А так же иногда комбинирование этих трех вариантов. Придумать сюжет постановки вне стандартных джедайске-ситских отношений очень не просто.


Винипухова логика


«Если я что-то в чем-то понимаю», - говорил один мульт персонаж, - «то дыра – это нора. А нора – это кролик!» Проживай Пух во вселенной Звездных Войн, он с той же верностью мог сказать «Световой меч – это джедай. А джедай – это Сила!»
Световой меч придумал Джордж Лукас (условно) и пропихнул вместе с ним целую фантастическую вселенную. :) Световые мечи есть только у джедаев, а джедаи это не кто-то там, а *далее идет многостраничное описание джедаев, Силы, ушей магистра Йоды и еще куча интересных вещей*. Больше зацепиться не за что. Ну не было во вселенной ЗВ контрабандистов или политиков, размахивающих световыми мечами. Ровно как не было световых мечей где-то кроме вселенной Звездных Войн. Так что виннипухова логика работает на все сто.

Но вернемся к нашим саберфайтерским баранам. Сабер – это прообраз светового меча. Его аватара в реальном мире, если хотите пафоса. :) Сабер может быть сто раз палкой, обмотанной цветным скотчем, но для саберфайтера и, самое главное, для зрителя – это световой меч. А человек, который им фехтует – джедай (ну а кто?) Вот тут то и начинаются проблемы. Джедай – персонаж сказочный. Рыцарь без страха и упрека, подстрекаемый простенькой философией Силы. Враг у него, ситх – то же самое только наоборот. И бьются они постоянно с переменным успехом. Идеально, для красивого кино в шесть серий. Да и то, под конец последней серии уже начинает надоедать (литературы сейчас касаться не буду, это совершенно другой мир со своими законами и рамками) А саберфайтинг – явление более масштабное. Оно появилось не ради полутора десятков фехтовальных номеров и не исчезло после того как эти полтора десятка были сыграны. Ну и естественно, что скоро пережевывание старых сюжетов про светлую и темную стороны Силы, многим надоело. Хочется уже чего-то другого, а нельзя. Световой меч – это джедай, джедай – это Сила. Лукас дал начало световому мечу, но он же и очертил довольно узкие рамки его использования. Джедай – вот эти рамки. Джедаем световой меч начинается, им же и заканчивается.

А мы и сами с усами



Борются с этой проблемой по-разному. Некоторым сюжет не нужен вовсе. Вышли помахали, кого-то зарезали, ушли. А зрители аплодируют-аплодируют… кончили аплодировать. Тоже вариант, имеющий право на существование. В конце концов, люди вышли не сказку рассказывать, а красивым фехтованием хвастаться. Скучновато, конечно, зато нет сюжета, нет и проблем.

Другие не заморачивается особо о вторичности сюжетных ходов. Сочиняют очередную историю о падении во тьму или восхождении к свету. Вышли, обменялись некоторым количеством пафосных фраз, подрались, кого-то зарезали, ушли. Зритель хмыкнул про себя и вежливо зааплодировал.

Третьи вообще отказываются от стандартных ЗВшных сюжетов и пытаются поместить световой меч в другие декорации. Получается, пародии, стеб и прочий юмор. Зритель поржал… поаплодировать, правда, забыл, но это уже не важно. Главное поржал :) Либо, что-то не смешное, но с мыслями о высоком, символы, аллегории, метафоры… зритель даже не поржал. :)


Кто виноват и что делать?


В общем, отрицать, что каноны Звездных Войн сильно тормозят развитие саберфайтинга, как стиля арт. фехтования, не буду, это очевидно и вполне естественно. И, конечно, можно наметить себе некую зрительскую нишу, работать на нее, спокойно развивая фехтовальные навыки, получая от этого долю фана. Это не так уж и мало. А можно пытаться двигаться еще дальше, решая попутно такие вот виннипуховые проблемы.

Я во всем пытаюсь найти золотую середину и уравновесить крайние точки зрения. Знак зодиака, наверное, сказывается. В данном случае крайние точки зрения – это, либо продолжать джедайско-ситские разборки, либо послать их всех куда подальше и сочинять свое, но с саберами. Так вот мои мысли по этим точкам зрения:

1. Барахтанье в стандартных сюжетах о борьбе добра со злом – это болото. Увязнешь в таком по пояс и тонуть вроде уже не тонешь, но и выбраться не получается. Сиди голодай.

2. Отречение от истории про световые мечи и их владельцев – это открытое море. Гребешь на своей некрупной лодочке, берегов не видать, ориентиров нет, буксира нет. Сиди голодай. Хотя может, вытянешь из моря рыбку другую руками, но не факт.


Про проблемы, которые могут возникнуть в первом случае, я уже говорил выше. А вот со вторым все интереснее. Как показала практика, зритель вполне может и не знать что такое Звездные Войны со всеми вытекающими. С одной стороны – аргумент в пользу отхода от ЗВшных сюжетов. Покажи такому зрителю постановку про джедая, замучаешься потом на вопросы отвечать. Что это за палки такие? Почему тот чувак руку вперед выставил и его противник на пять метров отскочил? Что это за полотенца такие у них на кимоно? Скорпион и Сабзиро, что ли?

То есть, как я понял, логика такая – нет в кадре джедаев, нет и вопросов. Ну, может быть, может быть. Вот только саберы остались, и зрителю, по прежнему, не понятно, что это такое. А за вопросом «Что это за светящаяся палка?» подтянутся и остальные. И, если человек на сцене отыгрывает джедая, у него есть более-менее убедительные ответы на эти вопросы. А вот «не джедаю» ответить будет тяжелее. В лучшем случае он может отправить зрителя к «первоисточнику» и отвечать на любой вопрос «так было в Звездных Войнах». Наверное, это спорная точка зрения, но мне ситуация видится именно так. В конце концов, в битве на световых мечах есть всевозможные нелогичности, которые легко прикрываются тем, что фехтовальщик – джедай. А если он не джедай, нелогичности прикрыть нечем.

Вот, что примерно, я хотел сказать про ситуацию в целом. Теперь самое интересное. Что делать? Да все просто. И вместе с тем чертовски сложно. Надо думать. Придумывать, сочинять. Безусловно рвать некоторые шаблоны, но оставлять что-то не тронутым. По сути то многого и не надо. Чаще всего обойтись чисто визуальным оформлением. Ну и не забредать в какие-то совсем нелогичные дебри, типа «джедаи против пингвинов».

Например:

Постановка классическая:

Злобный ситх похитил/убил/украл/захватил/совратил что-то и на его устранение посылают джедая.

Постановка «скажем Лукасу нет».

Гуляет группа молодых людей навеселе. Один падает в каналзиационный люк и находит там световой меч или несколько. Ну и как водится, начинается потасовка.

Постановка «золотая середина».
Гуляет группа падаванов навеселе. Один падает в канализационный люк…
Молодой джедай разыскивает вора на складе. Видит кто-то рядом стоит, в коробках копается. Замечает джедая, отбегает от него в самый угол. Джедай так медленно и пафосно за ним. Тут вор свистит/издает какой-то другой звук и сзади на джедая наподдают два ситха, напарники вора. Ну а что? Мало ли что на это складе хранилось? Артефакты, например. А воришка так, приманка. Фиг бы один Джедай поперся воров обезвреживать, если б знал, что там такая орава :) Могло такое в нашем мире случиться? Вполне. Могло в ЗВ? Снова да. Ну и чего тогда еще надо?


Будь это статья, в последнем абзаце нужно было бы сказать еще пару слов в тему и подвести закономерный итог всему вышесказанному. Именно поэтому я и не пишу статей. ;) И сказать мне больше нечего. Разве что, несколько слов, которыми можно было заменить все предыдущие: фантазируйте, но не забывайте о корнях.

В общем не будет тут нормального завершения. Я затыкаюсь. Всё.


URL
   

главная